Путешествие по Испании. Тордесильяс

Тордесильяс это очень маленький городок(10 000 чел) в центре Пиренейского полуострова. Маленький, но очень важный.
В своей южной Севилье я о нем вспоминаю всякий раз, когда провожу экскурсию. А как же! Ведь именно, в севильском архиве хранится Тордесильясский договор (исп. Tratado de Tordesillas), подписанный между Испанией и Португалией в 1494 году!
Согласно этому договору моря и земли к востоку от «папского меридиана»отходили к королевству Португалии, к западу — унии Кастилии и Арагона.

Но история не стоит на месте. Испания и Португалия теряют свое могущество на море-океане. Европейские страны не соглашаются с таким положением вещей.
Известно остроумное высказывание по этому поводу короля Франции Франциска I:
« Я не помню такого места в завещании Адама, которое бы лишало меня доли на владение Новым Светом. »
В XVII веке начался закат испано-португальского колониального могущества. Тордесильясский договор сохранял реальную силу только в Южной Америке, где продолжал использоваться при разрешении пограничных споров между Испанией и Португалией (Голландия, имевшая колонии в Южной Америке, договор игнорировала).
Португалия нарушила при колонизации американского континента демаркацию Тордесильского договора, постепенно продвигаясь из Бразилии на запад и юг Южной Америки, что послужило причиной подписания Мадридского договора 1750 года, который аннулировал линию Тордесильяс.
Официально договор был отменён в 1777 году договором в Сан-Ильдефонсо.



Дома Тордесильясского договора

Самый старый дом датируется концом XV века, и здесь проходили переговоры по Тордесильясскому договору. Над его дверью - королевский щит католических монархов и геральдические щиты владельцев, Альфонсо Гонсалеса де Тордесильяс и Леонор де Уллоа.
Другой дом относится ко второй половине XVII века, и его большой объем и благородные элементы показывают, что он принадлежал известной семье. Они были восстановлены по случаю празднования 500- столетия Тордесильясского договора. Сегодня здание используется в культурных и туристических целях.

Церковь-музей Сан-Антолин находится в старой церкви и приходе Сан-Антолин, в городке Тордесильяс в провинции Вальядолид, автономном сообществе Кастилия-Леон (Испания).
Музей был открыт в 1969 году, когда было решено создать благодаря Исмаэлю Родригесу Паниагуа музей для демонстрации произведений искусства из других церквей.
Вначале музей сохранялся с временным собранием до даты 500 столетия Тордесильясского договора, в ходе которого он претерпел улучшения , а также реставрацию.
Тордесильяс - город Хуаны Безумной

Несомненно, все эти важные государственные бумаги и дела очень важны. Но жизнь и судьба одного единственного человека важнее всего! Тем более, что этим человеком была королевская дочь!

Хуана была дочерью католических монархов — Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской, чей брак стал началом фактического объединения раздробленной Испании.
Несмотря на то, что Фердинанд и Изабелла имели пять выживших детей, ситуация с наследием объединённой короны Кастилии и Арагона оставалась критической.
Во-первых, мальчиком из них оказался только один — Хуан Астурийский.
В число оставшихся 4 инфант входила Хуана и три её сестры.
Одна из них — Екатерина Арагонская (Каталина), в политических целях была выдана замуж за Генриха VIII Английского.
Две другие (Изабелла Астурийская и Мария Арагонская) стали поочерёдно первой и второй женами португальского короля Мануэла I.
Хуана же в 1496 году была выдана замуж за эрцгерцога Филиппа Австрийского, сына императора Максимилиана.
На следующий год (1497) неожиданно скончался её брат — инфант Хуан Астурийский. Возникла угроза монархической унии Кастилии и Арагона. После этого наследницей была избрана следующая по старшинству принцесса — Изабелла Астурийская. Но в 1498 году она скончалась во время родов. Рождённый ею младенец — Мигел (Мигель), короткое время был наследником трёх корон — отцовской португальской и обеих испанских. Но ребёнок умер в 1500 году.
Следующей по старшинству оказывалась Хуана.

Так как её брак начинал приносить плоды (к 1500 году она родила уже двоих детей, в том числе одного мальчика), это гарантировало определённую стабильность в наследовании короны. Но когда в 1502 году Хуана с мужем приехала в Испанию из нидерландских владений, королева Изабелла, её мать, убедилась, что слухи о нестабильном психическом состоянии дочери оказались правдой.
Первая информация о нестабильности её состояния начала поступать после заключения брака с Филиппом Красивым в 1496 году. Пара жила в Нидерландах, двор отличался весельем и куртуазностью. Контраст с привычной мрачной религиозностью той жизни, к которой она привыкла в Испании, был необычен.
Отмечали, что Хуана безумно влюбилась в собственного мужа, а он, первое время окружив молодую жену теплотой и лаской, вскоре вернулся к своим многочисленным любовницам.
Хуана ревновала. Кроме того, почти покинутая во враждебной атмосфере бургундского двора, лишённая компании соотечественниц, она чувствовала себя одинокой. Придворные относились к ней враждебно. Отмечались серьёзные вспышки ревности, истерики. Кроме того, по отношению к мужу она проявляла чрезмерную навязчивость. Он же начал её откровенно избегать. Нервические припадки случались часто.
Хуана всю ночь могла кричать и стучать в стену.
В 1498 году её мать королева Изабелла послала в Нидерланды особого эмиссара, чтобы тот исследовал ситуацию, но Хуана отказалась отвечать на его вопросы. Вернувшись, посланник доложил Изабелле о меланхолии, несчастливом состоянии инфанты и отсутствии какого-либо влияния на политику.
В Испанию летели донесения о странном поведении наследной принцессы. В 1501 году Хуана с мужем были призваны в Испанию, так как Хуана стала наследницей после смерти брата и сестры. В 1502 году Изабелла Кастильская составила особое завещание.

Портрет Филиппа Красивого
Филиппу при чопорном испанском дворе, где женщин прятали, стало скучно. После одного из скандалов в декабре 1502 года он практически сбежал на родину, к любимому бургундскому двору, оставив в очередной раз беременную жену в Испании.
Узнав, что муж уехал, Хуана впала в бешенство и совершенно потеряла голову. Она рвалась вслед за супругом, намереваясь даже проехать через территории Франции, где в то время шла война. Мысль о том, что Филипп дома незамедлительно окружит себя роскошными красавицами, сводила её с ума. Состояние её было так тяжело, что мать была вынуждена поместить её под охраной в замок Ла Мота, где она наконец родила очередного ребёнка — Фердинанда.

Первоначально её не отпускали по состоянию здоровья, потом из-за нарушившегося сообщения из-за войны во Франции, наконец, родители стали просить наследную принцессу остаться и учиться править королевством. Но после очередного скандала, когда Хуана наговорила матери множество резких слов, ей дали уехать.
Она вернулась в Нидерланды в апреле 1504 года. Обнаружив, что Филипп действительно завёл себе фаворитку, Хуана обрезала той роскошные волосы. Муж ударил её по лицу и запер на несколько дней в комнате. Хуана впадала в истерику и объявляла голодовку. Придворных дам при ней не осталось.

В 1505 году Хуана стала королевой Кастилии после смерти матери(Изабеллы Кастильской)
По приказу Фердинанда кортесам были зачитаны донесения из Нидерландов: они позволяли сразу же показать, что одно из условий завещания Изабеллы выполнено, Хуана действительно умственно нестабильна, и за неё должен править регент. Но Филипп не собирался отдавать власть над страной тестю. Тот, кто контролировал Хуану, тот и должен был быть регентом. Внезапно Филипп умер.

Смерть мужа на следующий год, 25 сентября 1506 года сильно подействовала на Хуану:
она не отходила от его тела;
долгое время противилась похоронам;
потом впала в сильную депрессию, с временными приступами бешенства, которые делали необходимым за ней постоянный надзор;
была на последних месяцах беременности, что усугубляло её состояние;
ездила с траурной процессией по стране и несколько раз приказывала вскрывать гроб, чтобы посмотреть на мужа (тут ей ставят диагноз некрофилия и некромания);
безумно ревнуя даже мёртвое забальзамированное тело, она запрещала приближаться к процессии женщинам;
она сторонилась общества и часто запиралась (тут говорят об агорафобии).
Колоритная легенда гласит, что она приказывала вскрывать гроб каждую ночь и обнимала забальзамированные останки любимого супруга. Тем не менее, историки утверждают, что гроб она приказала открыть первый раз лишь спустя 5 недель после смерти Филиппа, чтобы опровергнуть слухи о том, что его тело было похищено. Случилось это, когда гроб находился во временной гробнице в Бургосе.
Через некоторое время в Бургосе началась чума. Королева приказала двигаться в Торкемаду — это было по пути в Гранаду, город, где находилась усыпальница монархов, и куда она везла тело мужа. Когда шли приготовления к отъезду, гроб был открыт второй раз.

Процессия передвигалась исключительно по ночам — «так как бедной вдове, потерявшей солнце своей души, незачем показываться на свете дня».
Дни Хуана проводила в монастырях. В женских монастырях она не останавливалась, любым женщинам приближаться к телу было запрещено. Однажды процессия по ошибке остановилась на ночлег в женском монастыре. Им пришлось спешно собираться и уезжать, как только оплошность была замечена.
В январе 1507 года она наконец разрешилась от бремени девочкой Екатериной в деревне Торкемада. Тогда гроб был открыт в третий раз, и Хуана снова посмотрела на останки любимого мужа.
В Торкемаде Хуана прожила несколько месяцев, никуда не отлучаясь. Получив известия, что её отец отплыл из Неаполя и готов принять власть, она приказала открыть гроб в четвёртый раз, напоследок. До Гранады она так и не доехала.
Отец поместил её в Тордесильяс.
Родившаяся после смерти отца Екатерина Австрийская — инфанта Каталина, была оставлена матери. Хуана воспитывала Каталину в Тордесильяс. Когда будущая королева Португалии уже девушкой была забрана оттуда ко двору в преддверии подготовки брака, все отмечали её некоторую неадекватность.

Мать относилась к ребёнку, как к последнему, что осталось у неё от мужа. Она считала, что он говорит с ней посредством лепета младенца. Кровать девочки помещалась в алькове комнаты, попасть в который можно было лишь мимо Хуаны. Единственным развлечением ребёнка было смотреть в окно. Компанию Хуане составляли лишь две женщины. Забрать Каталину у истеричной матери было невозможно.
Когда в 1516 году после смерти Фердинанда новый король, её сын Карл, будущий император, приехал с сестрой Элеонорой навестить мать, он был поражён не только тем, насколько она пренебрегала гигиеной и комфортом для себя и для дочери, но также и тем какой образ жизни вела Хуана.
Её обычной пищей был хлеб и сыр. Их оставляли у её двери. Она не допускала, чтобы кто-нибудь видел, как она ест.
Карл сказал стражам: «мне кажется, самой нужной и необходимой вещью будет, чтобы никто не мог увидеть Её Величество. Потому что ничего хорошего из этого выйти не может».
Хуана прожила в Тордесильяс , в монастыре до 75 лет. В это время страной правил ее сын, Карл.
@gidsevilla